MARICEVIC FINE ART & ANTIQUES

виньетка

МИРЯНА МАРИЧЕВИЧ И ЛИЗА РОМАНОВА РАССКАЗЫВАЮТ О САЛОНЕ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ

Art Times от 05 июня 2007 года

Итоги мероприятия

«Мы участвуем в Салоне изящных искусств второй раз, и каждый год у нас великолепные впечатления и много гостей. В прошлом году мы представляли проект, посвященный советскому искусству второй половины 20 века, т.е. художникам послевоенного поколения. Этот проект мы делаем совместно с Третьяковской галереей, и это своего рода превью большой выставки, которая состоится в 2008-2009 году.

В этом году мы представляем новый проект. Новый он, конечно, для Салона. Мы им занимаемся уже около десяти лет. Он посвящен художникам русской эмиграции. Эта тема нам очень близка. Мы ищем работы ведущих русских мастеров, покинувших Россию после революции. Поскольку здесь их творчество, особенно эмигрантского периода почти не представлено, мы стараемся возвращать их работы на родину и показывать публике.

Наиболее яркие экспонаты на нашем стенде – работы Николая Фешина: портрет его супруги Александры, созданный в 1925 году в Нью-Йорке, сразу после эмиграции, и более ранний эскиз, 1921 года, на котором он изобразил мастерскую своего отца. Этот эскиз в числе немногих других работ он увез с собой в эмиграцию. Обе вещи из семейной коллекции Фешиных, они специально привезены из Америки и показываются в России впервые. Фешин – очень редкий художник на российском арт-рынке, поскольку после эмиграции все его работы оказались в США, где он добился всеобщего признания. До сих пор его картины пользуются большим спросом на американском рынке искусства.

Фешин учился у Ильи Репина в Петербургской Академии Художеств, и Репин в 1926 году, уже после отъезда Николая Ивановича в Америку, сказал, что это лучший в России живописец. В России большим собранием работ Фешина, особенно раннего русского периода, может похвастаться только Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани, родном городе художника.

Очень высок интерес посетителей Салона к работам Степана Колесникова, творчеством которого мы серьезно занимаемся уже много лет. На этой экспозиции мы представляем несколько его работ, как русского, так и югославского периода.

Большинство работ Колесникова сегодня находится в Сербии. Его русское наследие почти не сохранилось. Московская коллекция его работ была отправлена в Варшаву, из Варшавы переправлена в Югославию. В пути она потерялась, не осталось никаких следов, кроме списка картин. Другая часть его русского наследия находилась в деревне Андреевка – это его дача рядом с Одессой. С началом первой мировой войны художник покинул мастерскую и оставил в ней все картины. Говорят, что пришли солдаты с телегами и все вывезли. Также существует список этих работ, хоть и неполный, но ни одна из этих картин ни разу нигде не появилась. Скорее всего, коллекция была утеряна во время революции. Сегодня, в основном, встречаются работы Колесникова югославского периода (художник жил и работал в Югославии с 1919 до 1955 года).

Его работы были очень успешны на выставках в Европе. Например, в прессе очень много писали про известную выставку его работ в Лондоне в 1928 году, про высокое качество и великолепие его работ. Сам Колесников никогда не покидал Сербию. Там его очень любили, и если могли себе позволить, то считали необходимым иметь несколько его работ в доме. Мы знаем архив, в котором более 2000 картин Колесникова. Те, у кого картины художника уже давно, очень тяжело с ними расстаются. Но новые работы еще будут появляться на рынке.

На Салоне в числе произведений художника, выполненных уже в эмиграции, мы представляем парные миниатюры раннего периода – это очень редкие вещи 1917 года. Недавно мы также приобрели шедевр Колесникова, который очень долго искали. Об этой работе очень много писали именно в связи с выставкой 1928 года. Картина посвящена путешествиям художника по Азии. На ней изображен тигр на вершинах азиатских гор, откуда открывается прекрасный вид. Высота картины более 2.5 метров, и художник заказывал специально под нее раму, которую мастер делал 5 лет. Мы нашли эту картину спустя почти 100 лет и очень рады, что она будет в нашей коллекции.

Большим спросом сегодня пользуется и Константин Горбатов. На Салоне мы представляем две работы этого художника. Рекордная цена за Горбатова уже перевалила за полмиллиона долларов, его хорошие работы стоят в пределах $ 200 – 300 тыс., если же речь идет об исключительном качестве, то цена может быть и выше. Цены на небольшие работы художника колеблются в пределах $ 30 – 40 тыс. Если работа интересная, с русским сюжетом, то цена может удвоиться. Горбатов работал некоторое время в Германии, поэтому его картины можно встретить и на маленьких немецких аукционах. Есть обманчивое впечатление, будто там их можно купить дешевле. Сейчас русские дилеры присутствуют на всех аукционах и борются за то, чтобы получить картины Горбатова в свое собрание.

И, наконец, три великолепные работы Филиппа Малявина, которые также вошли в нашу экспозицию. Одна из них называется «Смех» - это авторская реплика очень известной картины 1898 года, за которую художник получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, и которая принесла ему славу. Работа была куплена в России Армандом Хамером, очень известным американским коллекционером, который вывез в США немало работ русских художников. Затем у Хамера ее приобрел писатель и журналист Джон Стейнбек. Он очень любил эту картину и много писал о ней в эссе, в котором рассказывал о своем путешествии по послевоенной России. По его словам, изображенные на картине женщины в красных платках и одеждах – один из самых сильных образов русской женщины, которая на своих плечах подняла Россию. Он не расставался с этой работой всю жизнь, после чего она перешла по наследству его сыну. Сейчас картина находится в коллекции галереи Artvera’s Art Gallery в Швейцарии.

Две другие работы были написаны уже в эмигрантский период творчества художника. На обеих изображена одна и та же модель – гротескная малявинская старуха. Одна из вещей 1927 года, другая – 1929. Обе были на выставках в Европе, например, на Парижском Салоне 1927 года, на персональных выставках Малявина в Праге и Стокгольме. Сначала мы немного сомневались, насколько хорошо такой сюжет и такой образ будет воспринят нашими гостями, но отклик оказался очень положительным. Одна из «Старух» была куплена в первый же день, 28 мая. Каждая работа была выставлена за $ 120 тыс., и это на наш взгляд очень хорошая оценка, т.к. работы Малявина музейного уровня часто достигают цены в несколько сот тысяч долларов».