MARICEVIC FINE ART & ANTIQUES

виньетка

УОРХОЛ ТОЛЬКО В ГРОБУ

Ведомости от 31 мая 2007 года

Салон приспособился к русскому покупателю

Четвертый Московский международный салон изящных искусств, открывшийся в Манеже, - мероприятие особенное: здесь торгуют антиквариатом, бриллиантами, картинами старых мастеров, современным искусством, фотографией и разукрашенными автомобилями. Такая эклектика коммерчески оправданна, салон делает ставку на все, что может заинтересовать очень состоятельных клиентов.

Предыдущий, третий салон в сравнении с первым и вторым проигрывал. Нынешний сравнивать уже нет смысла. Понятно, что первоначально заданный женевским организатором Art Culture Studio формат - показ в Москве европейских антикварных галерей самого высокого класса - салону не выдержать. Но нашелся другой, вполне соответствующий московским запросам.

В прошлый раз в Манеже появились московские галереи старого русского, советского и современного искусства. Место им освободили заслуженные европейские маршаны. Невыгодно оказалось лондонской Marlborough Fine Art ехать в Москву со своим Фрэнсисом Бэконом. Галерее казалось, что раз Бэкона у нас нет и его мало знают, то надо везти. Ошибка - у нас покупают то, что знают.

Нет в этом году и галерей, которые торговали бы классиками современного искусства. На прошлом салоне было очень много работ Энди Уорхола. Теперь их заменяет показанное Галереей Марата Гельмана произведение Юрия Шабельникова "Энди, Энди…" - четыре маленьких гробика, в которых лежат (жаль, что не переворачиваются) куклы с внешностью Уорхола. Ведущие московские галереи современного искусства выступили на салоне, не повторяя своих экспозиций, показанных на только что закончившейся "Арт Москве". По словам Елены Селиной, директора галереи XL, в Манеже другая публика и в прошлый раз купили все, что было на их стенде.

Общее впечатление солидности салон выдерживает. Как всегда, здесь есть маленький джентльменский набор уважающей себя арт-ярмарки. Например, картины Марка Шагала в изобилии. На стенде парижской галереи Cazeau-Beraudiere шагаловский "Букет" продают за 2,5 млн евро. Здесь же среди первых имен французских импрессионистов и модернистов можно неожиданно увидеть отличный "Портрет скульптора Браминского" Петра Кончаловского, ценой не уступающий Шагалу. Старое искусство - фламандцев и голландцев - опять привезла брюссельская галерея De Jonckheere. Небольшой зимний пейзаж Питера Брейгеля Младшего здесь продают за 1,3 млн евро. Не обошлось, разумеется, и без антикварной мебели. Особенно заметна галерея Mishel-Guy Chadelaud с впечатляющей экспозицией роскошных монументальных предметов XIX в. в стиле Людовика XIV.

Но больше всего на салоне произведений художников русского зарубежья. Их опять привезла парижская галерея "Минотавр", устроившая в прошлом году выставку Сергея Шаршуна в Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина. Их же показала на своем стенде Наталия Курникова. На художников русской эмиграции сделала ставку московская Maricevic Fine Art. У нее в "красном углу" - прекрасный "Портрет Александры" Николая Фешина. Две западные галереи выставили как всегда декоративно эффектные работы Юрия Купера, в том числе и нарядные макеты к постановке "Бориса Годунова" в Большом театре. А монакская галерея Maison d'Art поступила и вовсе экстремально, показав вместе с диптихом Якопо Беллини XIV в. неряшливую живопись придворного сталинского художника Александра Герасимова.

Очевидно, галеристы хорошо усвоили, что русские любят покупать русских. Galerie Albert Benamou показала подборку современной российской фотографии с работами Сергея Максимишина и стилизациями Владимира Клавихо-Телепнева (до 17 000 евро). Неясно, правда, зачем их нужно было везти из Парижа.

Впервые на салоне есть стенд Галереи Зураба Церетели. Единственный ее художник, оказывается, не чужд земному и продает свои работы, а не только щедро одаривает ими города и страны.

Стратегически важная новость салона, на которую делался упор на пресс-конференции, - четыре автомобиля BMW, разрисованные четырьмя известными современными художниками. Тут лучше всего выглядит болид, попавший в руки Дженни Хольцер. Верная себе, она только деликатно написала на белой машине несколько слов и пару изречений. Как обычно, нижний этаж Манежа отдан дорогим ювелирным фирмам.

Ольга Кабанова